Журналист, преподаватель, газетный дизайнер 

В поисках молодежной прессы

Фрагмент из книги “Графическая формула прессы”

…Таким образом, мы не обнаружили специфически молодежных аудиторий, могущих стать основой издательской ниши. Такой ниши сейчас нет.

Что же было, и почему чиновники так упорно гнут свою «издательскую» палку? В недавнем прошлом в стране существовала структура комсомольских организаций, выпускавших ряд газет и называвшихся «молодежками». Содержательно-публицистическую основу изданий составляла идея совместной с партией работы по преобразованию страны, построению коммунизма. Была и соответствующая практика подобной работы: собрания, заседания, протоколы, резолюции; выпуск стенгазет, «боевых листков», «молний» и т.д.; студенческие строительные отряды; комсомольские ударные стройки различного уровня – от всесоюзных до колхозных; комсомольские оперативные отряды; культмассовая работа; физкультура и спорт… То есть, в молодежках было о чем писать, и темы публикаций имели отношение к молодым людям. Во всяком случае, к жизни большинства «включенных» в процесс социализации школьников, студентов, молодых рабочих, техников, инженеров, ученых…

Партийные комитеты следили за системой публикаций в молодежных изданиях: строгая отчетность требовала нужной статистики охвата тех или иных вопросов жизни подрастающего поколения. Сам факт публикации в ситуации этой отчетности рассматривался как свидетельство «неусыпного» внимания к проблемам молодежи. Вот об этом и тоскуют нынешние чиновники: об отчетности и статистике. Опубликовала, например, районка заметку о заседании «молодежной комиссии» местной администрации, и вот, пожалуйста, – чем не внимание к молодым жителям? Напечатала газета информацию о встрече ветеранов войны со школьниками – вот вам свидетельство патриотического воспитания. А уж если в местном издании выходит страничка для школьников, то уж тут «молодежная политика» администрации просто на недосягаемой высоте…

Главное, что решающим образом отличает нынешнюю ситуацию от прошлой, упомянутой здесь, – это отсутствие какой-либо практики общественно значимой деятельности молодежи. Школьникам, студентам, молодым рабочим негде и не в чем себя проявить. В обществе царят установки на индивидуализм, личное потребительство.

Даже тогда, когда власть подключает молодых к решению своих проблем, часто это происходит на корыстной, коммерческой основе: активность молодых оплачивается реальными деньгами. А если нет практики полезных дел, нет системы социальной адаптации молодых людей через различные формы активности, то нет и предмета «описания». С молодыми читателями не о чем разговаривать. Их личный жизненный опыт разрушит любые, демонстрируемые, например, «патриотическим» воспитанием (героизм солдат в годы войны) примеры поведения. Никто из родных или знакомых ребят на амбразуры не бросается, и потому личное безоглядное геройство во имя «всех» не в чести. А без практики знания мертвы.

Когда форма отвечает за содержание

Между тем, молодежные издания в стране выходят. Они обладают рядом общих признаков, например, в части оформления. Крупные заголовки, большие иллюстрации, яркая, контрастная система верстки других элементов (ил. 4). Но если вчитаться…

В показанном номере «Молодежной линии» (Костромская областная газета, учрежденная местным комитетом по делам молодежи) 16 полос. Большой материал на третьей полосе посвящен прошедшей в областном центре конференции «Проблемы духовно-нравственного воспитания. Опыт регионов». Под рубрикой «Студгородок» на четвертой странице рассказывается о молодежном образовательном форуме «Селигер» и одобренных на нем проектах костромских студентов. Проекты интересные (новый рок-центр, студенческий турклуб…), но пока они только обсуждаются. На пятой полосе под рубрикой «Встречи» – интервью с сотрудником комитета по делам молодежи Костромской области, командиром областного штаба студенческих и молодежных трудовых отрядов (ил. 4). Затем полоса «Спортплощадка» (рекорды – дело молодых) и «Откровенная страница», на которой рассказывается (с опорой, очевидно, на интернетресурсы) о самых «секси-профессиях» мужчин: лектор, доктор, тренер, клоун… На 12-й полосе – история костромского клуба бардовской песни. Следующая полоса имеет рубрику «Prospect молодежи» и в рассматриваемом номере здесь рассказывается о студенте-журналисте и полученной им вузовской награде. Страница «Крошка моя» дает советы родителям, в какой кружок лучше всего определить детишек-дошколят. На 15-й полосе – публикация о нобелевских лауреатах 2009 года, как сообщается, «по материалам Интернета». Последняя страница – сканворд, судоку, конкурс фотографий и викторина («Ты любишь сказки? И каждый выходные вместе с мамой и папой спешишь в Костромской театра кукол? Тогда этот конкурс для тебя!»).

На наш взгляд, в рассмотренном номере нет НИ ОДНОГО материала, посвященного реальным молодежным проблемам. Есть тексты о важности правильного воспитания, про хорошего человека-чиновника, про студентов и их планы, даже про сексуальные предпочтения российских женщин, но вот настоящие, актуальные темы подрастающего поколения обойдены. И тут, в «Молодежной линии», упор делается на фиксации «добрых» дел старших товарищей, их благих помыслах и планах. Таким информационным мусором полны и прочие местные газеты. Любой из перечисленных материалов может быть опубликован в районной или городской газете, и не вызовет никаких эмоций ни у молодых, ни у пожилых людей. Нынешние «молодежки» ходят по тому же кругу, что и их коллеги в горрайонках: школьники – студенты – чиновники… А от молодежной прессы – только графические навороты. Получается, что только форма и отвечает за содержание. Но его-то нет!

«Медиапрорыв» дает надежды

В начале ноября в Ивановской области прошел межрегиональный слет молодых журналистов «Медиапрорыв-2009». Организован он был администрацией области. Съехались на него молодые коллеги из Белгородской, Владимирской, Воронежской, Кировской, Костромской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской, Ивановской областей, из Москвы – всего 160 представителей печатных СМИ и интернет-изданий, студентов факультетов журналистики и связей с общественностью. В слете приняли участие эксперты Фонда развития информационной политики (ФРИП), которые прочли лекции, провели мастер-классы, участвовали в презентациях молодых коллег (иногда это были весьма откровенные рассказы о родной газете, о том, как выстраиваются отношения со старшими товарищами), обсуждали вместе с другими членами жюри «выпускные» проекты молодых коллег. В качестве творческого задания ребята создавали газеты, посвященные «Медиапрорыву» и судьбам начинающих журналистов.

Общение с участниками слета оставило такое чувство, что все будет хорошо с нашей журналистикой и смена идет вполне разумная, профессиональная. И, как бы это сказать без лишнего пафоса, – совестливая. Подтверждали это и те небольшие газеты, что создали коллеги в несколько отведенных для этого часов.

Особенно – с учетом нашей сегодняшней темы – хочется обратить внимание читателей на газету «Код молодежи» (ил. 5). (Над выпуском работали молодые белгородские журналисты Сергей Антонов, Александр Пыж, Олег Шевцов, Алёна Рогожа при поддержке, как написали ребята, гостей из Москвы Вероники Лобановой и Михаила Лебедева). Признаемся, не сразу члены жюри усмотрели в компоновке первой полосы сатиру на старших собратьев по цеху. Уж очень привычным, знакомым показался всем облик пузатого чиновника на первом плане и почти документальным – снимок демонстрантов с плакатом «Молодежь – наше все!!! И даже больше». Действительно, чаще всего тема «заботы» о молодежи на страницах местных газет превращается в самопиар чиновников, средство их возвеличивания. Реальные проблемы молодежи в лучшем случае только упоминаются.

На самом деле выход из сложившейся ситуации есть и он лежит, что называется, на поверхности. Об этом, в частности, шла речь на презентациях молодых коллег: они готовы в своих районках освещать проблемы ровесников. Не нужны «молодежные» издания: они неэффективны с точки зрения экономической (нет у них реальной и платежеспособной аудитории) и не действенны как средство формирования общественного мнения, поскольку не достигают нужных читателей. Необходимо постоянное, глубокое внимание к проблемам молодых рабочих, инженеров, врачей, педагогов, механизаторов, доярок, культработников, ученых на страницах наших, уже давно выпускаемых, районных и городских газет… Внимание к жизни земляков, находящихся в самом активном возрасте – от 25 до 35 лет – когда закладываются основы жизненного успеха – карьера, семья, профессиональный рост, и когда молодой человек может поддержать оказанную ему помощь своими деньгами – покупая газету, выписывая ее.

В такой редакционной политике – основа и нашей, журналисткой, молодости, основа нашего будущего. Постоянное обращение к проблемам молодых читателей заставит острее, критичнее оценивать деятельность чиновников (в сфере, например, малого бизнеса, справедливых правил оплаты труда), систему социальной поддержки (в части обеспечения «доступным» жильем, детскими учреждениями…), научит использовать современные технологии связи с «подрастающей» аудиторией.

Например, подтолкнет редакции к созданию сайтов газет. Многие убедились, что с молодыми читателями проще наладить связь в Интернете на специальных платформах, обеспечивающих разнообразной и полезной информацией, а также предоставляющих возможность свободного общения молодых. Здесь издание получает реальную перспективу своего развития – как и положено, плечом к плечу с родным читателем.

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>