Журналист, преподаватель, газетный дизайнер 

Моделирование: технологичность плюс красота

Фрагмент из книги “Графическая формула прессы”

…Обобщая, следует выделить несколько уровней моделирования. Отличаются они по степени объединения главных элементов газетного дизайна — шрифтов, пробелов (спусков), линеек (плашек, различных украшений), а также фотографий, рисунков и качества закрепления найденных группировок в композиции газетного номера на протяжении определенного времени.

С некоторой долей условности (имея в виду многообразную практику наших газет) можно выделить следующие уровни моделирования:

описательная модель;

отдельная публикация;

полоса (включая первую и последнюю, а также главный разворот);

номер (включая спецвыпуски вроде пятничных, праздничных);

на основе типовых макетов (полосшаблонов) и, наконец,

композиционно-графическое моделирование с помощью модульной или растровой сетки.

Как отметил, вероятно, читатель, на каждой новой ступени моделирования все большее значение приобретает композиционный компонент оформления. А если упрощать, то композиция применительно к оформительской практике газет — это ответ на вопрос, будет ли на первой полосе кроссворд и реклама или же только официальные сообщения и протокольные фотографии — и на каком именно месте, а также в каком объеме.

Описательная модель — это словесная фиксация всех компонентов оформления: их размерных и иных характеристик, а также основных операций оформления: выключка заголовков, подписей… Например, наряду с перечислением рубрик первой полосы, в «инструкции» устанавливается, что заголовок основного материала разверстывается как шапка и выставляется 60-м кеглем, а подборка информаций набирается на формат двух колонок основного текста и имеет заголовки в пределах 32-го кегля. Далее: для набора текстов используется гарнитура Таймс, а для заголовков — Прагматика.

Иллюстрация ставится на 4 стандартные колонки, при необходимости заголовок основного материала накладывается на иллюстрацию, пробел под фотографией — 6 миллиметров. И так далее. Описание в кратком варианте может быть прикреплено над столом верстальщика, а в более подробном виде хранится у ответственного секретаря и главного редактора.

После того как разработана и опробована описательная модель издания, со временем можно выйти на более высокий уровень моделирования — на создание графических элементов и компоновки их в группы.

Модель отдельной публикации (она в этом случае становится эталонной) включает множество параметров, охватывающих шрифтовые, пробельные, декоративные и в  yекоторых случаях изобразительные элементы.

Эталоном может быть публикация в жанре заметки или корреспонденции — с учетом их преобладания на страницах конкретной газеты. Оформитель, сообразуясь со своими представлениями о красивом и приемлемом для издания, подбирает шрифты — текстовой и заголовочный, пробным путем, «на глазок» определяет параметры их использования: кегль, интерлиньяж, трекинг. В заголовочном комплексе, если он предполагается многострочным, определяется начертание каждого из уровней — рубрики, собственно заголовка, подзаголовка и авторской подписи, если она ставится в начало первой колонки текста, поскольку подпись в этом случае соотносится со шрифтом заголовка. Очевидно, у заметки будет врез, то есть несколько иначе набранный первый абзац — на иной формат, с иным начертанием шрифта. Каким? Оформителю следует подумать и над  тем, будет ли использоваться буквица — модный ныне элемент акцентирования первых строк текста. Тут важно придать эталонный характер и облику буквицы, и ее размеру, и способу постановки: над первой строкой или утопленной в колонку.

Публикация может иметь, например, вынос — также широко используемый ныне прием представления текста.

Оформителю следует определить характер шрифта в нем (по общему мнению, он должен значительно отличаться от текстового), местоположение выноса, отбивки от текстового поля — а это могут быть линейки или просто «воздух».

Естественно, что каждый из элементов получает свой пробел, свою отбивку от выше стоящей строки. Определяется и межколонный пробел, поскольку заметка может иметь две-три колонки. Кстати, он не может быть меньше 4,5 миллиметра (так во всяком случае требуют существующие отраслевые стандарты оформления газетной продукции) и должен увеличиваться по мере расширения колонок. Следующий важный вертикальный пробел — отбивка колонки от рамки, если таковая предполагается. Он должен быть значительным, не меньше 3 миллиметров (таково требование отраслевого стандарта относительно расстояния между текстом и вертикальной межколонной линейкой).

Важным моментом оформления является определение в эталонной публикации расстояния от верхней и нижней линеек, оно может быть разным: скажем, верхнее на 2—3 миллиметра больше, чем нижнее, но решающим здесь будет такое обстоятельство: прописными или строчными литерами набирается заголовок, поскольку зрительно пробел увеличивается сам собой, если шрифт заголовков строчной…

Что касается изобразительного материала, то в публикации-стандарте важно предусмотреть пропорции, соотношение объемов, например, фотографии автора и колонки текста, нужно найти ей свое место, заложить приемлемые отбивки. Если же это документальное фото к тексту, то следует определить способ постановки подписи (непосредственно под снимком, в конце текста, на снимке, как-то иначе) и место для фамилии автора (например, вертикально в межколонный пробел; кстати, вот почему он бывает достаточнопросторным). При этом если редакция закладывает в свою микро-модель возможность оборок, обтеканий иллюстраций текстом, то важно закрепить параметры такой операции: длина строки в оборке не может быть меньше 32 миллиметров (требование упомянутого стандарта), а если учесть, что кегль текстового шрифта постоянно увеличивается, то, следовательно, должна расти эталонная строка в оборке. При разверстке материалов, скажем, на колонку с шириной строки 40 мм (21/4 квадрата) говорить о допустимости оборок вообще нельзя. Вот почему в грамотно организованных изданиях оборки не употребляются совсем.

В заключение оформителю следует продумать постановку авторской подписи — если она ставится в конце материала: шрифт, кегль, выключка, отбивка, характер написания должностей и званий; будет ли в подписи употребляться полное имя или только инициал… При этом в некоторых редакциях оформительски выделяют подписи журналистов, должностных лиц и читателей. При наличии адресной ссылки — определяется ее облик. Как правило, она дается контрастом к авторской подписи.

Вот таков вкратце круг вопросов, на которые оформитель обязан внятно ответить, разрабатывая вариант стандартного оформления одного материала.

Сразу же следует сказать, что ограничиться лишь одной моделью публикаций в оформлении полос практически невозможно. Хотя бы одна еще — напрмер, для подборки информаций —  также должна быть редакцией разработана. Ведь обойтись одним текстовым шрифтом сложно; по общему правилу, один бывает основной, а второй — факультативный, вспомогательный. Первый, предположим, с засечками, а второй — узкий, рубленый — таким удобно набирать небольшие информационные материалы.

А тут уже и до макета полосы недалеко…

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *

Вы можете использовать это HTMLтеги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>