ОБНОВЛЯЙТЕСЬ!

Постоянная тема моих устных и печатных выступлений: обновляться надо даже тогда, когда, казалось бы, к этому нет видимых причин

В книге “Графическая формула прессы”  тема модернизации внешнего образа газет и журналов  и актуализации  через этот процесс содержания является определяющей и  проходит через все ее разделы.

Работа над книгой шла больше года. Массу времени забрали иллюстрации: многих не оказалось у меня, а редакционный компьютер однажды грохнулся и архив нескольких лет исчез. Пару месяцев шла верстка и переверстка. Когда стало понятно, что объем вылазит за 400 страниц, пришлось сокращаться. К тому же, после нескольких читок, стало очевидно, что в книжке есть повторы и их надо убирать.

Месяц забрала корректура. Моя сослуживица Ирина Кутина (завкорректорской «Московской правды» и отличная писательница, отмечу) могла читать только в выходные, дома. Но сработала она и как редактор – по привычке, за что ей огромная благодарность.

Был технический перерыв в работе в несколько месяцев.

Как всякого, наверное, автора меня одолевали сомнения. В первую очередь, надо ли что-то, что уже где-то опубликовано, собирать под одной крышкой. Надеюсь, что в результате отбора и систематизации старые тексты обрели новое качество. Принцип использован понятный: от теории – к анализу практики и – далее – к чисто технологическим вещам, как бы советы для всех.

Придало решимости еще одно обстоятельство: когда просто так, для интереса, посчитал анализируемые издания и получилась цифра в 315 штук, то понял, что даже статистика здесь любопытна.

И последнее, но самое главное, что, в общем, и определило мое решение – это долг перед Дмитрием Сергеевичем Авраамовым. Все мы смертны (эта мысль особенно сильно встряхнула сознание прошедшей весной), так что воздавать должное памяти хороших людей – это святая обязанность нас, живущих.

Вот так.

А теперь – краткая аннотация.

В книге рассматривается более 300 печатных изданий (список упоминаемых изданий: А – В, В – З, З – М, М – Р, Р – Т, Т – Я), чей опыт и проблемы анализировались автором на различных форумах и в публикациях журнала «Журналистика и медиарынок».

В центре внимания – оформительская практика региональной, местной прессы России.

Сборник содержит большой фактический и теоретический материал по проблемам эффективной работы печатных СМИ и будет полезна редакторам, ответственным секретарям и дизайнерам газет и журналов, а также студентам и преподавателям специальностей «Журналистика», «Реклама».

Фрагменты некоторых статей (а всего их в книге 56) – в отдельной публикации на сайте: здесьздесь и здесь.

Книга посвящена основателю журнала «Журналистика и медиарынок» и его первому редактору профессору Дмитрию Авраамову и является первой в серии «Библиотека журнала «Журналистика и медиарынок».

В книге несколько сот иллюстраций, в том числе – фотографии проведенных автором мастер-классов и семинаров:

Д. Авраамов ведет “круглый стол” с читателями журнала. Дагомыс, 2005 г.

Журналисты Ростовской области – участники семинара “Местная пресса: поиск новой формы и содержания”. Сентябрь 2010 г.

В редакции газеты “Вперед” города Троицка Челябинской области. Август 2008 г.

В редакции газеты “Оренбургское время”. Апрель 2008 г.

С участниками семинара по дизайну печатных СМИ Пермского края. Октябрь 2006 г.

Объем 24 п. л., 382 стр., формат 165х235 мм. Вес 700 грамм.

Книгу можно заказать у автора по электронной почте skorobogatkovv@gmail.com, указав почтовый адрес и количество экземпляров.

Книги будут высланы наложенным платежом.

Цена книги без стоимости пересылки – 400 рублей.

«Цифра» нас рассудит…

Фрагмент из книги “Графическая формула прессы”

Дизайн как судьба

… Впрочем, главной темой Байкальского форума была не печатная периодика и ее проблемы. Чиновники различного ранга и специалисты информационных технологий обсуждали стратегию развития в России информационного общества. В частности, внедрение цифрового телерадиовещания, создание электронных библиотек. И то и другое требует кардинального технического переоснащения наших вещательных структур. В регионах должны быть созданы специальные принимающие центры, расширена сеть операторов, что позволит ликвидировать, например, монопольное положение некоторых провайдеров и сделать цены на доступ в Интернет приемлемыми для значительного числа пользователей. Между тем, отмечали докладчики, число посетителей всемирной электронной сети стремительно растет. Совсем скоро даже самые отдаленные регионы России, к которым относится, безусловно, и Бурятия, будут в полной мере пользоваться благами информационного общества.

На фоне подобных перспектив разговор о качестве оформления бурятских газет, а по большому счету – об уровне профессионального мастерства журналистов местных изданий – получился особенно актуальным. В целом содержание районных и городских газет региона, а также способы его организации, литературно-визуальной подачи далеки от уровня, заявляемого новыми технологиями взаимодействия с читателями. В электронных газетах, специальных новостных сайтах (число посетителей которых стремительно растет) качество внутренней структуры сообщений, четкость графических решений – это легкость навигации по страницам ресурса, его доступность, понятность, удобство и, в конечном счете, это его судьба. Таким образом, информационный дизайн (а его главная задача, напомним, – организация содержания) выдвигается в работе журналистов практически на первое место. Моделирование отдельных полос, выстраивание композиций номеров, внедрение стандартов написания материалов – вот цепочка решений, необходимых для выхода газеты в Интернет. Впрочем, как и для повседневного «бумажного» ее существования…

Но пока большинство рассмотренных на семинаре изданий растущему уровню требований не соответствуют. Интернет-представительства имеют в республике лишь некоторые газеты массовой направленности (включая региональные выпуски известных московских издательских домов). Общественно-политическая пресса – начиная с главных бурятских изданий «Бурятия», «Правда Бурятии», «Молодежь Бурятии» – в вебпространстве отсутствует. Также как и масса местных изданий, о которых и пойдет речь.

 

Старинная типографика и новые медиа

Специалисты в области газетного оформления – а теперь к ним согласным хором присоединились вебдизайнеры – говорят о важности для общего вида издания, его имиджа облика первой полосы (заглавной страницы сайта). С нее начинается знакомство с газетой, информационным ресурсом и очень важно удержать, заинтриговать читателя заголовками, текстами, иллюстрациями, впечатлить яркостью графических решений, направить внимание на публикации внутренних полос. Разработчики сайтов говорят, что главная страница обращена ко всей Сети и ее дизайн должен быть отработан до мельчайших деталей. Продолжая сравнения с сайтами, можно сказать, что первая полоса газеты – это своеобразный интерфейс – система управления информационным ресурсом. Навигационная панель (афиша номера), гиперссылки (заголовки), другие активные элементы сайта – это перенесенные из старинной типографики – искусства оформления печатной продукции – способы максимально эффективно донести до читателя содержание.

Но у нас тут примеры в основном «от обратного» (ил. 1). Корреспондент газеты «Знамя труда» (г. Закаменск) подробно описывает нужды сельчан, а в заголовке – нейтральное «Сельские депутаты о делах насущных». Вот, если бы, например, титул обращал внимание читателей на главную, как оказывается, благоустроительную проблему (цитируем: «…В каждом сельском поселении – лежащий повсюду навоз. Наши села буквально «утопают» в оставленных коровами «лепешках») или какую-то иную конкретную нужду сельчан, он бы и содержательнее, информативнее был и эффективнее с точки зрения эмоциональной основы. Нет на представленной полосе и ни одной фотографии. В то же время, заострить внимание к описанным журналистом проблемам могла бы картина, например, стоящей, как выясняется, три года без крыши, водокачки или снимок жителей, вышедших просить депутатов обезопасить их детей на улице Центральной, которая в соответствии со своим положением, стала главной автомагистралью села. И т.д. Литературная бедность, оформительская лапидарность отчетливо видны и на других полосах газеты «Знамя труда». Вот рубрика и заголовки того же номера: «Как дальше учить и учиться?», «Неделя детско-юношеской книги. Открываем книгу – открываем мир».

Даже тогда, когда газета («Ленинское знамя», г. Кяхта) отдает первую полосу под очевидно значимую тему (ил. 2), коллегам не удается форма подачи материала. Во-первых, показанная здесь публикация – не первая из числа посвященных современной бурятской деревне, о чем сообщается во врезе. А тема, затрагиваемая письмами читателей, – острая, болезненная: «…Площадь пашни уменьшилась в разы, из севооборота выведено до 80-90% посевных площадей. …У людей не стало веры ни во что, особенно во власть…». Вот бы газете взяться за ее разработку основательно (не одной лишь «громкой» публикацией в открытие номера): подготовить отклики представителей той самой власти (а она не только исполнительная, есть и представительная, правоприменительная), опубликовать статистику положения сельхозпредприятий в районе, интервью их руководителей, отклики сельчан-земляков и т.д. Ко всему этому следовало бы разработать яркую плашку-рубрику… Ведь поднятая в публикации тема возрождения села (не может же быть, что все хорошее только в прошлом, и село обречено!) – это главная, СТЕРЖНЕВАЯ тема районной газеты. Представьте первую страницу сайта: на ней в силу специфики электронных ресурсов должны быть указаны общие, сквозные темы Интернет-издания, и как здесь обойтись без рубрики про развитие села в главных его составляющих – экономика, культура, самоуправление, традиции, история, личности?..

На второй полосе газеты – схожая ситуация: рубрика «Акция «Неделя добра» (?), заголовок «Твори добро ради добра…» и т.д.

Сказка о тройке

Естественно, что не все местные газеты столь нетребовательны к подаче материалов первой полосы. У некоторых изданий заглавная страница имеет отчетливую структуру, включающую разножанровые тексты и иллюстрации. Вот, например, первая страница Заиграевской районной газеты «Вперёд» (ил. 3). Самостоятельная фотоинформация («В школах района прозвенел «последний» звонок»), заметка о совещании у главы районной администрации, подборка читательских реплик о том, как они проводят отпуск… Вроде бы, определенный порядок на «лице» есть, но вот насколько выразительна, содержательна принятая схема размещения материалов? Конечно, чрезмерным в данной структуре выглядит подвал страницы (под странной рубрикой «Вперёдке» правду я скажу»: неблагозвучно и как-то двусмысленно). Стоит ли отдавать половину (!) полосы пространным рассуждениям о чем-то желаемом или несбыточном в таких фразах: «…Манит свежий морской воздух, ласковое солнце, мягкий песок и теплая вода», «Сейчас в стране – кризис и, как следствие, в карманах – тоже…»? Досужие (а в данном случае – в буквальном смысле) словоизлияния просятся на третью полосу, где публикуются, как правило, заметки о других формах отдыха и развлечений – спорте, чтении, песнях, танцах… Попыток конкретизации, социально-экономической актуализации темы отпусков (что больше подходит первой полосе) в публикуемых ответах нет. Подобная практика – размещение на большей части заглавной страницы экспресс-опросов – для газеты постоянна. Скажем, в номере от 11 июня с.г. такая подборка посвящена летним каникулам и опасностям, которым могут подвергнуться дети на отдыхе: бойтесь клещей, комаров, змей, пчел, ос, пауков и других насекомых – сообщают в своих советах читатели…

Но чрезмерные объемы содержательно и эмоционально нейтрального материала – это не единственная проблема первых полос рассматриваемой газеты. На открытие ее в нашем примере – заметка под названием «Итоги планёрного совещания у главы района». Коллеги, забыв о нормальном русском языке, вводят в словесный оборот своих читателей самый нелепый из ныне существующих канцеляризмов (…планёрное совещание…). В то же время, вполне очевидно, что рассматриваемые на упоминаемых рабочих совещаниях вопросы – это и есть суть заголовков размещенных публикаций.

Таким образом, газета дает на первой странице только ТРИ публикации. Конечно, чтобы привлечь читателя, выгодно «развернуть» перед ним все содержание номера, этого недостаточно. Считается, что обложка печатного СМИ должна содержать не менее 5-6 активных элементов-анонсов.

Спорно с точки зрения графической выразительности выстраивает свои первые полосы газета «Байкальские огни» (с. Кабанск). Размещение в открытие страницы подборки информации – не самый сильный в этом отношении ход (ил. 4). Рубрика «Жизнь района: день за днем» приобрела неоправданно большое значение, но даже очень сильное укрупнение ее не добавляет тексту эмоциональной и содержательной значимости. На это место в полосе просится полноценный материал в жанрах отчета, репортажа, заметки, хорошо бы с фотографией… Та иллюстрация, что стоит справа (рубрика «Современник»), приобретает характер вспомогательного элемента, как бы отодвинутого от центра внимания читателя. Но даже при такой подаче рубрики «Современник» могло быть несколько иное решение макета первой страницы: на месте подборки информаций – трехколонная заметка, потом – снимок на две колонки, затем на колонку до низа полосы – рубрика «Жизнь района…». Лучше бы стал выглядеть и подвал: пока он чрезмерен в масштабах публикуемых на первой полосе материалов.

И снова – только три публикации на странице…

Лица героев неизвестны

На фоне рассмотренных, другие районные и городские газеты республики выглядят еще слабее.

Очевидные проблемы с формированием первой полосы у газеты «Селенга» (г. Гусиноозерск). Мелкие невыразительные снимки, не всегда корректные наложения заголовков на иллюстрации, случайные компоновочные решения.

Спорными с точки зрения функциональности и эстетической выразительности представляются генеральные, надполосные рубрики величиной в 60 пунктов – в два, а то и больше раза крупнее, чем заголовки на полосе. Выглядят, конечно, полосы из-за них необычно (ил. 5), но бросается в глаза содержательная скудость названий рубрик – в сравнении с занимаемым колонтитулом местом. Тут вполне могли бы поместиться и выносы, и даже какие-то иллюстрации.

Не имеет модели первая полоса «Джидинской правды» (с. Петропавловка). Материалы расставлены без какой-либо системы, фотографии к ним мелкие, в оборках текстом. На внутренних страницах продолжение тематической и композиционной неразберихи: в открытие второй полосы (номер от 10 июня с.г.) – большой исторический материал, на третьей странице – просветительские тексты о сохранении здоровья. Лишь на четвертой полосе помещены материалы, имеющие отношение к современности – с мелкими, темными фотографиями, словно нарочно поставленными поперек колонок…

Сходные оформительские проблемы у газет «Аха» (с. Орлик), «Ярууна» (с. Сосново-Озерское), «Муйская новь» (п. Таксимо), «Прибайкалец» (с.Турунтаево) и других.

Особняком в их ряду стоят издания, выходящие форматом А4. Их в республике около десятка. Печатаются они, как правило, в самих редакциях. «Малый» формат, некоторая изолированность производства, очевидно, настраивают коллег на нетребовательность. Газеты могут выходить без иллюстраций или с таким их качеством, что лучше бы и не надо… Подводит печатная техника: лица героев на снимках часто лишь угадываются. Невысоки и литературные достоинства газет. Первая полоса «Витимских зорь» (с. Багдарин): рубрика «Промывочный сезон-2009», заголовок «В мае заявить о начале промывки». (Речь о золотых приисках). Первые полосы «малых» газет однообразно невыразительны: пара поздравлений с праздником («Северобайкальские вести» (п. Нижнеангарск), «Баргузинская правда» (с. Баргузин), и нет больше места ни на фотографию, ни на заметку о тех же самых чествуемых…

Пожалуй, только одна газета из числа малоформатных придерживается принятых в «большой» прессе правил верстки. Это «Северный Байкал» (г. Северобайкальск, ил. 6). Хорошие (композиционно и качеством печати) снимки, аккуратная верстка, отчетливая навигация по номеру. Правда, и здесь видны проблемы: по странной логике одни материалы могут иметь рубрику и врез, а другие – ни того, ни другого. Не всегда корректны переходы текстов с полосы на полосу: при необычно широком корешковом поле (оно может быть как минимум в два раза уже) взгляду трудно фиксировать начало текста на смежной странице.

Цветные пятна на полосе

Особая тема оформления бурятских газет – это использование ими дополнительных красок. Некоторые издания публикуют и полноцветные страницы. Таковы, например, «Байкальские огни», «Прибайкалец». Половину из восьми полос они печатают в четыре краски. Но чаще коллеги расцвечивают свои страницы одним каким-то цветом. Преобладают синие, голубые тона (байкальская тема), но встречаются и иные решения. Например, «Джидинская правда» вся красная: логотип, заголовки, плашки рубрик, рамки… Краска практически разлита по полосам. Примерно также поступает районная газета «Жизнь Иволги» (с. Иволгинск). Только тут все голубое и – логотип, заголовки, подложки, линейки… Еще, кажется, немного, и газета утонет в бездонной небесной голубизне…

Цвет коллегами понимается не как средство акцентирования содержания, выделения наиболее значимых его частей, а как форма затейливого украшения, которое ценно само по себе, без учета возникающих смысловых моментов.

Немалые проблемы и у тех редакций, которые используют полноцвет. Печатные формы в типографиях сводятся весьма приблизительно: лица, фигуры людей размыты. Но, наверное, технические вопросы – не самые серьезные. Хуже, что коллеги плохо понимают, что же ставить на эти четырехкрасочные страницы. Качество фотографий таково, что будь они черно-белые, от этого страницы только бы выиграли. Вот и изощряются оформители, раскрашивая все остальное пространство полос. Например, в номере «Байкальских огней» от 5 февраля на цветном развороте публикуются две спортивные заметки. Коллеги объединили блок зеленым фоном. Но плохая печать сыграла злую шутку: лыжники бегут по зеленоватому снегу. Та же зеленая краска зачем-то использована в оформлении «Отдела писем»: первые абзацы обращений в редакцию (уже набранные жирным шрифтом) закрыты цветной сеткой. А вокруг еще и широкая «травяная» рамка… Из всех фотографий, публикуемых на развороте (шесть) только одна небольшая, изображающая двух ярких птиц, достойна быть цветной.

Такая же проблема – отбора иллюстраций на полноцветную печать – у газеты «Прибайкалец». В номере от 27 февраля на четвертой полосе публикуется репортаж о конкурсе школьников: в нарядах выступающих преобладали темные тона, и, очевидно поэтому, редакция решила компенсировать блеклость фотографий сиреневой подложкой, которой закрыла всю полосу, включая снимки. И т.д.

Отсутствие моделирования, о чем мы упоминали, отмечая недостатки компоновочных схем первых полос, в данном случае относится и к выбору цветовой гаммы оформления, определению принципов отбора иллюстраций. Использование цветных пятен в полосе – не цель, а средство разнообразить систему навигации, привлечь рекламодателей. Пока же ни та, ни другая задачи названными газетами не решена.

С фантастической скоростью

В одном из последних номеров «Байкальские огни» поместили отчет с читательской конференции. В числе пожеланий, высказанных в адрес редакции, – создать сайт в Интернете. Выступавший на конференции по этому поводу отметил, что еще большее число людей будет знакомиться с материалами газеты: «…даже за границей». Как видите, о подобном развитии издания говорят уже сами читатели, понимая открывающиеся для прессы перспективы.

Что касается технических возможностей доступа в Интернет, то, как оказалось, сельчане давно смотрят кабельное телевидение, а скорый переход на цифровое вещание позволит: «…ввести услугу кабельного Интернета (скорости фантастические) и еще ряд любопытных услуг», – пишет в том же номере начальник местного участка Байкальских информационно-коммуникационных сетей. При этом автор сообщает о значительном – в шесть раз! – увеличении числа телевизионных каналов, их будет больше ста. «Цифра», таким образом, совсем скоро кардинально усилит конкуренцию масс-медиа за время и деньги сельчан. Готовы ли коллеги к этому соперничеству?

В поисках молодежной прессы

Фрагмент из книги “Графическая формула прессы”

…Таким образом, мы не обнаружили специфически молодежных аудиторий, могущих стать основой издательской ниши. Такой ниши сейчас нет.

Что же было, и почему чиновники так упорно гнут свою «издательскую» палку? В недавнем прошлом в стране существовала структура комсомольских организаций, выпускавших ряд газет и называвшихся «молодежками». Содержательно-публицистическую основу изданий составляла идея совместной с партией работы по преобразованию страны, построению коммунизма. Была и соответствующая практика подобной работы: собрания, заседания, протоколы, резолюции; выпуск стенгазет, «боевых листков», «молний» и т.д.; студенческие строительные отряды; комсомольские ударные стройки различного уровня – от всесоюзных до колхозных; комсомольские оперативные отряды; культмассовая работа; физкультура и спорт… То есть, в молодежках было о чем писать, и темы публикаций имели отношение к молодым людям. Во всяком случае, к жизни большинства «включенных» в процесс социализации школьников, студентов, молодых рабочих, техников, инженеров, ученых…

Партийные комитеты следили за системой публикаций в молодежных изданиях: строгая отчетность требовала нужной статистики охвата тех или иных вопросов жизни подрастающего поколения. Сам факт публикации в ситуации этой отчетности рассматривался как свидетельство «неусыпного» внимания к проблемам молодежи. Вот об этом и тоскуют нынешние чиновники: об отчетности и статистике. Опубликовала, например, районка заметку о заседании «молодежной комиссии» местной администрации, и вот, пожалуйста, – чем не внимание к молодым жителям? Напечатала газета информацию о встрече ветеранов войны со школьниками – вот вам свидетельство патриотического воспитания. А уж если в местном издании выходит страничка для школьников, то уж тут «молодежная политика» администрации просто на недосягаемой высоте…

Главное, что решающим образом отличает нынешнюю ситуацию от прошлой, упомянутой здесь, – это отсутствие какой-либо практики общественно значимой деятельности молодежи. Школьникам, студентам, молодым рабочим негде и не в чем себя проявить. В обществе царят установки на индивидуализм, личное потребительство.

Даже тогда, когда власть подключает молодых к решению своих проблем, часто это происходит на корыстной, коммерческой основе: активность молодых оплачивается реальными деньгами. А если нет практики полезных дел, нет системы социальной адаптации молодых людей через различные формы активности, то нет и предмета «описания». С молодыми читателями не о чем разговаривать. Их личный жизненный опыт разрушит любые, демонстрируемые, например, «патриотическим» воспитанием (героизм солдат в годы войны) примеры поведения. Никто из родных или знакомых ребят на амбразуры не бросается, и потому личное безоглядное геройство во имя «всех» не в чести. А без практики знания мертвы.

Когда форма отвечает за содержание

Между тем, молодежные издания в стране выходят. Они обладают рядом общих признаков, например, в части оформления. Крупные заголовки, большие иллюстрации, яркая, контрастная система верстки других элементов (ил. 4). Но если вчитаться…

В показанном номере «Молодежной линии» (Костромская областная газета, учрежденная местным комитетом по делам молодежи) 16 полос. Большой материал на третьей полосе посвящен прошедшей в областном центре конференции «Проблемы духовно-нравственного воспитания. Опыт регионов». Под рубрикой «Студгородок» на четвертой странице рассказывается о молодежном образовательном форуме «Селигер» и одобренных на нем проектах костромских студентов. Проекты интересные (новый рок-центр, студенческий турклуб…), но пока они только обсуждаются. На пятой полосе под рубрикой «Встречи» – интервью с сотрудником комитета по делам молодежи Костромской области, командиром областного штаба студенческих и молодежных трудовых отрядов (ил. 4). Затем полоса «Спортплощадка» (рекорды – дело молодых) и «Откровенная страница», на которой рассказывается (с опорой, очевидно, на интернетресурсы) о самых «секси-профессиях» мужчин: лектор, доктор, тренер, клоун… На 12-й полосе – история костромского клуба бардовской песни. Следующая полоса имеет рубрику «Prospect молодежи» и в рассматриваемом номере здесь рассказывается о студенте-журналисте и полученной им вузовской награде. Страница «Крошка моя» дает советы родителям, в какой кружок лучше всего определить детишек-дошколят. На 15-й полосе – публикация о нобелевских лауреатах 2009 года, как сообщается, «по материалам Интернета». Последняя страница – сканворд, судоку, конкурс фотографий и викторина («Ты любишь сказки? И каждый выходные вместе с мамой и папой спешишь в Костромской театра кукол? Тогда этот конкурс для тебя!»).

На наш взгляд, в рассмотренном номере нет НИ ОДНОГО материала, посвященного реальным молодежным проблемам. Есть тексты о важности правильного воспитания, про хорошего человека-чиновника, про студентов и их планы, даже про сексуальные предпочтения российских женщин, но вот настоящие, актуальные темы подрастающего поколения обойдены. И тут, в «Молодежной линии», упор делается на фиксации «добрых» дел старших товарищей, их благих помыслах и планах. Таким информационным мусором полны и прочие местные газеты. Любой из перечисленных материалов может быть опубликован в районной или городской газете, и не вызовет никаких эмоций ни у молодых, ни у пожилых людей. Нынешние «молодежки» ходят по тому же кругу, что и их коллеги в горрайонках: школьники – студенты – чиновники… А от молодежной прессы – только графические навороты. Получается, что только форма и отвечает за содержание. Но его-то нет!

«Медиапрорыв» дает надежды

В начале ноября в Ивановской области прошел межрегиональный слет молодых журналистов «Медиапрорыв-2009». Организован он был администрацией области. Съехались на него молодые коллеги из Белгородской, Владимирской, Воронежской, Кировской, Костромской, Липецкой, Орловской, Рязанской, Смоленской, Тамбовской, Тверской, Тульской, Ярославской, Ивановской областей, из Москвы – всего 160 представителей печатных СМИ и интернет-изданий, студентов факультетов журналистики и связей с общественностью. В слете приняли участие эксперты Фонда развития информационной политики (ФРИП), которые прочли лекции, провели мастер-классы, участвовали в презентациях молодых коллег (иногда это были весьма откровенные рассказы о родной газете, о том, как выстраиваются отношения со старшими товарищами), обсуждали вместе с другими членами жюри «выпускные» проекты молодых коллег. В качестве творческого задания ребята создавали газеты, посвященные «Медиапрорыву» и судьбам начинающих журналистов.

Общение с участниками слета оставило такое чувство, что все будет хорошо с нашей журналистикой и смена идет вполне разумная, профессиональная. И, как бы это сказать без лишнего пафоса, – совестливая. Подтверждали это и те небольшие газеты, что создали коллеги в несколько отведенных для этого часов.

Особенно – с учетом нашей сегодняшней темы – хочется обратить внимание читателей на газету «Код молодежи» (ил. 5). (Над выпуском работали молодые белгородские журналисты Сергей Антонов, Александр Пыж, Олег Шевцов, Алёна Рогожа при поддержке, как написали ребята, гостей из Москвы Вероники Лобановой и Михаила Лебедева). Признаемся, не сразу члены жюри усмотрели в компоновке первой полосы сатиру на старших собратьев по цеху. Уж очень привычным, знакомым показался всем облик пузатого чиновника на первом плане и почти документальным – снимок демонстрантов с плакатом «Молодежь – наше все!!! И даже больше». Действительно, чаще всего тема «заботы» о молодежи на страницах местных газет превращается в самопиар чиновников, средство их возвеличивания. Реальные проблемы молодежи в лучшем случае только упоминаются.

На самом деле выход из сложившейся ситуации есть и он лежит, что называется, на поверхности. Об этом, в частности, шла речь на презентациях молодых коллег: они готовы в своих районках освещать проблемы ровесников. Не нужны «молодежные» издания: они неэффективны с точки зрения экономической (нет у них реальной и платежеспособной аудитории) и не действенны как средство формирования общественного мнения, поскольку не достигают нужных читателей. Необходимо постоянное, глубокое внимание к проблемам молодых рабочих, инженеров, врачей, педагогов, механизаторов, доярок, культработников, ученых на страницах наших, уже давно выпускаемых, районных и городских газет… Внимание к жизни земляков, находящихся в самом активном возрасте – от 25 до 35 лет – когда закладываются основы жизненного успеха – карьера, семья, профессиональный рост, и когда молодой человек может поддержать оказанную ему помощь своими деньгами – покупая газету, выписывая ее.

В такой редакционной политике – основа и нашей, журналисткой, молодости, основа нашего будущего. Постоянное обращение к проблемам молодых читателей заставит острее, критичнее оценивать деятельность чиновников (в сфере, например, малого бизнеса, справедливых правил оплаты труда), систему социальной поддержки (в части обеспечения «доступным» жильем, детскими учреждениями…), научит использовать современные технологии связи с «подрастающей» аудиторией.

Например, подтолкнет редакции к созданию сайтов газет. Многие убедились, что с молодыми читателями проще наладить связь в Интернете на специальных платформах, обеспечивающих разнообразной и полезной информацией, а также предоставляющих возможность свободного общения молодых. Здесь издание получает реальную перспективу своего развития – как и положено, плечом к плечу с родным читателем.

Моделирование: технологичность плюс красота

Фрагмент из книги “Графическая формула прессы”

…Обобщая, следует выделить несколько уровней моделирования. Отличаются они по степени объединения главных элементов газетного дизайна — шрифтов, пробелов (спусков), линеек (плашек, различных украшений), а также фотографий, рисунков и качества закрепления найденных группировок в композиции газетного номера на протяжении определенного времени.

С некоторой долей условности (имея в виду многообразную практику наших газет) можно выделить следующие уровни моделирования:

описательная модель;

отдельная публикация;

полоса (включая первую и последнюю, а также главный разворот);

номер (включая спецвыпуски вроде пятничных, праздничных);

на основе типовых макетов (полосшаблонов) и, наконец,

композиционно-графическое моделирование с помощью модульной или растровой сетки.

Как отметил, вероятно, читатель, на каждой новой ступени моделирования все большее значение приобретает композиционный компонент оформления. А если упрощать, то композиция применительно к оформительской практике газет — это ответ на вопрос, будет ли на первой полосе кроссворд и реклама или же только официальные сообщения и протокольные фотографии — и на каком именно месте, а также в каком объеме.

Описательная модель — это словесная фиксация всех компонентов оформления: их размерных и иных характеристик, а также основных операций оформления: выключка заголовков, подписей… Например, наряду с перечислением рубрик первой полосы, в «инструкции» устанавливается, что заголовок основного материала разверстывается как шапка и выставляется 60-м кеглем, а подборка информаций набирается на формат двух колонок основного текста и имеет заголовки в пределах 32-го кегля. Далее: для набора текстов используется гарнитура Таймс, а для заголовков — Прагматика.

Иллюстрация ставится на 4 стандартные колонки, при необходимости заголовок основного материала накладывается на иллюстрацию, пробел под фотографией — 6 миллиметров. И так далее. Описание в кратком варианте может быть прикреплено над столом верстальщика, а в более подробном виде хранится у ответственного секретаря и главного редактора.

После того как разработана и опробована описательная модель издания, со временем можно выйти на более высокий уровень моделирования — на создание графических элементов и компоновки их в группы.

Модель отдельной публикации (она в этом случае становится эталонной) включает множество параметров, охватывающих шрифтовые, пробельные, декоративные и в  yекоторых случаях изобразительные элементы.

Эталоном может быть публикация в жанре заметки или корреспонденции — с учетом их преобладания на страницах конкретной газеты. Оформитель, сообразуясь со своими представлениями о красивом и приемлемом для издания, подбирает шрифты — текстовой и заголовочный, пробным путем, «на глазок» определяет параметры их использования: кегль, интерлиньяж, трекинг. В заголовочном комплексе, если он предполагается многострочным, определяется начертание каждого из уровней — рубрики, собственно заголовка, подзаголовка и авторской подписи, если она ставится в начало первой колонки текста, поскольку подпись в этом случае соотносится со шрифтом заголовка. Очевидно, у заметки будет врез, то есть несколько иначе набранный первый абзац — на иной формат, с иным начертанием шрифта. Каким? Оформителю следует подумать и над  тем, будет ли использоваться буквица — модный ныне элемент акцентирования первых строк текста. Тут важно придать эталонный характер и облику буквицы, и ее размеру, и способу постановки: над первой строкой или утопленной в колонку.

Публикация может иметь, например, вынос — также широко используемый ныне прием представления текста.

Оформителю следует определить характер шрифта в нем (по общему мнению, он должен значительно отличаться от текстового), местоположение выноса, отбивки от текстового поля — а это могут быть линейки или просто «воздух».

Естественно, что каждый из элементов получает свой пробел, свою отбивку от выше стоящей строки. Определяется и межколонный пробел, поскольку заметка может иметь две-три колонки. Кстати, он не может быть меньше 4,5 миллиметра (так во всяком случае требуют существующие отраслевые стандарты оформления газетной продукции) и должен увеличиваться по мере расширения колонок. Следующий важный вертикальный пробел — отбивка колонки от рамки, если таковая предполагается. Он должен быть значительным, не меньше 3 миллиметров (таково требование отраслевого стандарта относительно расстояния между текстом и вертикальной межколонной линейкой).

Важным моментом оформления является определение в эталонной публикации расстояния от верхней и нижней линеек, оно может быть разным: скажем, верхнее на 2—3 миллиметра больше, чем нижнее, но решающим здесь будет такое обстоятельство: прописными или строчными литерами набирается заголовок, поскольку зрительно пробел увеличивается сам собой, если шрифт заголовков строчной…

Что касается изобразительного материала, то в публикации-стандарте важно предусмотреть пропорции, соотношение объемов, например, фотографии автора и колонки текста, нужно найти ей свое место, заложить приемлемые отбивки. Если же это документальное фото к тексту, то следует определить способ постановки подписи (непосредственно под снимком, в конце текста, на снимке, как-то иначе) и место для фамилии автора (например, вертикально в межколонный пробел; кстати, вот почему он бывает достаточнопросторным). При этом если редакция закладывает в свою микро-модель возможность оборок, обтеканий иллюстраций текстом, то важно закрепить параметры такой операции: длина строки в оборке не может быть меньше 32 миллиметров (требование упомянутого стандарта), а если учесть, что кегль текстового шрифта постоянно увеличивается, то, следовательно, должна расти эталонная строка в оборке. При разверстке материалов, скажем, на колонку с шириной строки 40 мм (21/4 квадрата) говорить о допустимости оборок вообще нельзя. Вот почему в грамотно организованных изданиях оборки не употребляются совсем.

В заключение оформителю следует продумать постановку авторской подписи — если она ставится в конце материала: шрифт, кегль, выключка, отбивка, характер написания должностей и званий; будет ли в подписи употребляться полное имя или только инициал… При этом в некоторых редакциях оформительски выделяют подписи журналистов, должностных лиц и читателей. При наличии адресной ссылки — определяется ее облик. Как правило, она дается контрастом к авторской подписи.

Вот таков вкратце круг вопросов, на которые оформитель обязан внятно ответить, разрабатывая вариант стандартного оформления одного материала.

Сразу же следует сказать, что ограничиться лишь одной моделью публикаций в оформлении полос практически невозможно. Хотя бы одна еще — напрмер, для подборки информаций —  также должна быть редакцией разработана. Ведь обойтись одним текстовым шрифтом сложно; по общему правилу, один бывает основной, а второй — факультативный, вспомогательный. Первый, предположим, с засечками, а второй — узкий, рубленый — таким удобно набирать небольшие информационные материалы.

А тут уже и до макета полосы недалеко…